Внедрение ФГОС в начальных классах.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования.
Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.
На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.
Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления.
Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития.
Особую значимость приобретают курсы для учителей, принимающих детей в 1 класс в новом учебном году, с целью обучения способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества на основе системно -деятельностного подхода.
В настоящее время актуальными задачами для системы повышения квалификации республики и педагогических профессиональных учебных заведений являются:
- Освоение педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;
- Освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта;
- Овладение педагогами республики технологиями системно – деятельностного обучения;
- Обучение педагогов новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся.
В целях успешной разработки и реализации программы внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования в нашей школе создана инициативно – творческая группа. В ее составе зам.директора по УВР, руководитель ШМО, РМО, учителя, принимающие детей в 1 класс в новом учебном году. Члены данной группы изучают концепцию, содержание и условия реализации ФГОС ОО второго поколения, порядок его введения. Учителя прошли курсы повышения квалификации по теме «Научно – методическое сопровождение деятельности учителя в условиях перехода на ФГОС», руководитель ШМО прослушала методический практикум по теме «Введение государственного образовательного стандарта». На заседаниях ШМО, ГМО, РМО они раскрывают перед коллегами структуру и содержание основных, ведущих дополняющих документов ФГОС.
Сегодня в системе начального образования произошли структурные изменения – переход на обучение младших школьников по программе 1-4; повышение уровня готовности первоклассников к школе, усиленное внимание к образованию детей старшего дошкольного возраста. Нашими учителями поддерживается тесная связь с подшефными учреждениями дошкольного образования. Взаимопосещения занятий и уроков, приглашения на педсовет и заседания ШМО стали доброй традицией. Качественные изменения начальной школы, обусловленные введением в массовую практику учебно – методических комплектов развивающего обучения, обучение английскому языку со второго класса нашли живой отклик учителей начальных классов нашей школы. На сегодняшний день один класс занимается по развивающей системе Л.Занкова, восемь из девяти классов занимаются по традиционной системе «Школа России». Однако ими активно используются элементы программы «Школа 2100». Сейчас учителя включаются в проектную и исследовательскую деятельность. Цель данной деятельности – развитие у детей соответствующих личностных качеств, приобретение навыков исследования, как универсального способа освоения действительности. Только в нынешнем году были проведены следующие проекты: «Государственная символика», «Г.Тукай – великий сын татарского народа», «Весенние изменения в жизни птиц нашего края» и т.д.
Особую роль приобретает внеурочная деятельность в начальной школе. Основными направлениями являются:
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Художественно – эстетическая деятельность
- Научно – познавательная деятельность
- Военно-патриотическая деятельность
- Общественно-полезная деятельность
- Проектная деятельность
Нашими учителями в форме эксперимента были включены в форме кружка два вида направления внеурочной деятельности. Это художественное творчество «Умелые ручки» 3Б класс и научно – познавательная деятельность (4А). Работа была распределена на 3 уровня: занятие в кружке, участие в школьных выставках, интеллектуальных марафонах, олимпиадах. Итоги данной работы: организация районных выставок, участие в конкурсах, победы в районном интеллектуальном марафоне, олимпиадах.